(863) 226-98-39
Ваша корзина
товаров: 0 шт.
Вход для пользователей:

Первый сигнатурный антирадар с обновлением по "воздуху"

Классификация материалов для шумоизоляции автомобиля

Классификация материалов для шумоизоляции автомобиля

 

Сегодня выбор материалов для шумовиброизоляции автомобиля (далее ШВИ) настолько велик, что неопытный автолюбитель может запутаться в производителях, наименованиях и характеристиках предлагаемых материалов. Давайте в общем виде рассмотрим все материалы и проведем некоторую их классификацию. 

 

Итак, материалы для ШВИ автомобиля делятся на 4 основные группы:

1. Вибродемпфирущие (виброизолирующие, вибропоглощающие и т.д.) материалы;

2. Звукоизолирующие (шумоизолирующие) материалы;

3. Звукопоглощающие (шумопоглощающие) материалы;

4. Противоскрипные материалы.

 

Теперь по порядку...

 

1. Вибродемпфирующие материалы обычно представляют собой битумно-полимерную мастику, нанесенную на алюминиевую фольгу (реже на ткань или бумагу). Они необходимы для предотвращения вибраций участков тонкого металла или пластика. Смысл их применения заключается в утяжелении поверхности и смещения частоты резонанса обрабатываемой детали вниз частотного диапазона, а также в гашении вибраций демпфируемой поверхности за счет вязкости мастики. 

 

Определить необходимость нанесения такого материала можно простым простукиванием. Если поверхность «гуляет» и звенит при простукивании – ее необходимо виброизолировать. Такими поверхностями являются крыша автомобиля, внешний металл дверей, пластиковые накладки стоек, элементы панели приборов и многие другие детали. Металлические детали, имеющие сложную форму и достаточную толщину, которые при простукивании издают глухой звук (как стук по дереву) в вибродемпфировании не нуждаются, так как это будет пустой тратой денег, времени, материала, и приведет к неоправданному увеличению веса автомобиля. Для того чтобы эти материалы выполняли свои функции, они должны стать с демпфируемой поверхностью единым целым. Для этого перед нанесением некоторые вибродепфирующие материалы нагревают (обычно промышленным феном) и прикатывают к поверхности в нагретом состоянии (специальным жестким прикаточным роликом) до полного удаления пузырей воздуха между поверхностью и материалом. 

 

Виброизоляционные материалы по составу бывают мастичные и битумные. У каждого из них свои достоинства и недостатки. К примеру материалы на мастичной основе легко монтируются без нагрева и хорошо работают в зимнее время года, а летом их виброгасящие свойства ухудшаются. С битумными материалами всё наоборот с холодами от 0 С они дубеют и теряют характеристики, однако летом работают с наилучшим эффектом. Кроме того битумные материалы в основном монтируются с обязательным нагревом промышленным феном.

 

Озаботившись решением данных недостатков производители выпустили комбинированные материалы Мастика+Битум. Такое решение позволило получить лучший эффект по демпфированию, а так же создать материалы работающие круглый год. К таким материалам относятся лидеры рынка  Comfort Mat  DARK LINE , Comfort Mat  DARK EXTREMEи т.д. Но увлекаться излишним демпфированием поверхности не стоит т.к. тяжелые материалы за счет своего веса и состава работают на общее снижение резонанса кузова и перестаравшись можно получить в автомобиле постоянный ГУЛ!.

 

Так что русское правило: самое лучшее и побольше здесь может сыграть злую шутку. Поэтому самые мощные материалы нужно правильно дозировать а именно использовать не на весь авто, а на самых вибронагруженных элементах таких как колёсные арки, тоннель КПП, моторный щит. Все остальные поверхности рекомендуется обрабатывать материалами полегче.

 

Так же сейчас появился новый виброизоляционный материал на основе полимеризующегося битума DARK ATOM, DARK ONE работающие не на снижение резонанса, а на увеличение жесткости поверхности. Он рекомендуется для проф использования и является самым трудоёмким в применении т.к. необходим монтаж промышленным феном, путём наплавления на поверхность, с последующей прикаткой валиком. Но результат того стоит, ибо можно не опасаясь применять его на пол и арки без боязни появления Гула. Материалы линейки Проф рекомендуются для автозвукового спорта и покорения вершин в соревнования на звуковое давление. Так же подходят для бескомпромиссных и требовательных к тишине инсталляций.

 

Основным показателем эффективности вибродемпферов является коэффициент механических потерь (далее КМП). КМП большинства современных материалов составляет около 0,20-0,30. Наиболее высокий КПМ имеет STP Bimast Bomb или Comfort mat Dark Bomb (по последним замерам КМП=0,45). Материалы с таким КМП обычно довольно толстые и тяжелые, поэтому их стоит клеить на наиболее вибронагруженные участки, например задние арки или внутреннюю поверхность корпусов сабвуферов. 

Вибродемпферы со средним весом и КМП необходимо наносить на внешний металл дверей, крышу, днище, нишу запасного колеса и т.д. К ним относятся Comfort mat G2, Comfort mat G3, STP Gold, SmartMat Favourite 30  и т.д.

Легкие вибродемпферы используются для утяжеления пластиковых деталей обшивки салона. Необходимо отметить, что к пластиковым деталям вибродемпферы нужно прикатывать тщательнее, чем к металлическим и нагревать не на пластике, а отдельно, перед нанесением, чтобы не повредить пластиковые детали.  

Перед нанесением любого виброизолятора поверхность нужно очистить и обезжирить растворителем, желательно использовать 646 и отказаться от Уайт-Спирита т.к. он очень долго сохнет. Монтаж на мовиль и антикор недопустимы. Поверхности монтажа нужно очистить, смонтировать материал, а потом залить критичные участки антикорами при их повреждении.

Наибольший эффект приносит нанесение вибродемпферов на 70-80 % ровной поверхности. Больший  процент покрытия вибродемпфером не оправдан с точки зрения увеличения веса, стоимости и времени работ. Выражается это следующим образом: на слух разница ощутима не будет, а вот по весу и по деньгам она может быть значительна. Куски вибродемпфера клеятся на поверхность встык. Лучше не клеить огромные куски, так как при прикатке из под них сложнее выгонять воздух. Можно ограничится мозайкой из кусков размером примерно 25х25 см. Близкие к этим размерам являются вибродемпферы Comfort mat. Работать с таким размером легче и удобнее. Существенно уменьшается количество обрезков и отходов, а значит экономятся деньги и время.

2. Звукоизолирующие материалы предназначены для отражения звуковых волн. Они имеют  закрытоячеистую структуру. Наносятся такие материалы на границе между салоном автомобиля и внешней средой, тем самым защищая пассажиров авто от внешнего шума. То есть клеить звукоизолятор на заднюю полку седана большого смысла не имеет, так как она находится внутри автомобиля и не сможет защитить салон он внешнего шума. Также нет смысла оклеивать звукоизолятором капот автомобиля (разве что для теплоизоляции). звукоизоляторы наносятся на двери, потолок, днище, пол багажника и т.д. Клеятся они поверх вибродемпфера. Звукоизолятор должен наноситься на максимально возможную площадь детали, без зазоров, встык, при необходимости допустим монтаж внахлест. Наиболее распространенным звукоизолятором является СПЛЭН, и его аналоги у других производителей такие как Шумофф П, Изолон, Изотейп и т.д. который представляет собой вспененый пенополиэтилен обычно серого, реже белого цвета. Он выпускается разной толщины, наиболее ходовые – 4мм и 8 мм. СПЛЭН 8 можно наносить на ровные поверхности большой площади, а на изгибах лучше наносить СПЛЭН 4 в два слоя, так как он гораздо лучше повторяет форму поверхности. Нагревать и прикатывать СПЛЭН не нужно. Более того, при сильном давлении СПЛЭН сминается, его структура нарушается и он теряет свои свойства. Достаточно разглаживать его рукой, так же выгоняя воздух из под клеевого слоя. Существует много аналогов СПЛЭНа, которые обычно не отличаются от него по характеристикам. Обратите внимание только на то, чтобы звукоизолятор, который Вы приобретаете имел водостойкий клеевой слой, иначе снижается долговечность ШВИ. Плохо смонтированный материал может отвалится и испортить автомобиль. При монтаже вторым слоем, первый слой так же необходимо обезжирить.

По опыту СПЛЭН начинает эффективно работать при толщине от 8 мм, то есть если позволяет место нужно наносить СПЛЭН 4 в 2-3 слоя внахлест.

Также хотелось бы отметить не так давно появившиеся на нашем рынке звукопоглощающие материалы на основе вспененного каучука, причем есть разные варианты разной плотности. Это довольно перспективное направление, и уже сейчас мы используем очень интересный материал COMFORT MAT PRO LOCK 6 для шумоизоляции дверей. Этот  материал отличается отличным клеевым слоем и не боится влаги. Думаю в дальнейшем материалы на основе вспененной резины полностью вытеснят пенополиэтилены (Сплэн), так как единственным ощутимым их недостатком на сегодня является их высокая цена. 

3. Звукопоглощающие материалы отличаются от звукоизолирующих открытоячеистой структурой. Говоря простым языком, звуковая волна заходит в ячейки такого материала и «теряется» в них. Такие материалы могут наноситься вместо звукоизоляторов, или поверх них. Они представляет собой поролон с битумной пропиткой (для влагостойкости) и бывают разных толщин. Отдельной линейкой стоят материалы с рефленой структурой (пирамидки) к примеру Comfort Mat 25 или 15 мм они имеют более воздушную структуру и гораздо более мягкие. Хорошо сминаются и заполняют полости, например, между пластиком и металлом. Поэтому их часто наносят на внутреннюю поверхность пластиковых элементов обшивки салона. В этом случае они также выполняет роль антискрипа. Такие материалы обычно клеят на пластиковые обшивки дверей, другие пластиковые детали салона, а также на элементы передней панели автомобиля.   

 Для нанесения на капот обычно применяются звукопоглотители с маслобензостойким покрытием и огнеупорные. Например Comfort mat D2 + COMFORT MAT PRO LOCK 6. На капот можно смело брать материалы толщиной 10-15 мм и наносить их в окна капота поверх вибродемпфера либо на штатную шумоизоляционную панель. 

 

4. Противоскрипные материалы обычно представляют собой различного рода ткани с нанесенным на них клеевым слоем. Применяются они для проклеивания стыков пластиковых деталей и обертывания проводов и штекеров для предотвращения слышимых трений и дребезжаний. Выпускаются такие материалы в листах или в виде ленты. Особенностями таких материалов являются то, что для проклейки тонких стыков (например, на панели приборов) они имеют слишком большую толщину и после проклейки зазоры ощутимо увеличиваются. Поэтому лучше их грамотно дозировать не позволяя поверхностям деформироваться от количества наклеенного материала. Также после проклейки краев деталей материал может быть виден, что смотрится не очень красиво. Отсюда необходимо повышенное внимания к месту монтажа и аккуратность.

Мы в общих чертах рассмотрели все группы материалов для ШВИ автомобиля. 

Надеемся данная статья позволит более смело ориентироваться в мире шумоизоляции и поднимет Ваши знания на новый уровень.

Новые материалы для шумоизоляции тут 

Спасибо за внимание.

Назад к списку новостей

Диагностика АКПП